Противодействие коррупции

Законодательство о противодействии коррупции является одной из «молодых» и динамично развивающихся отраслей российского законодательства. За последнее десятилетие в Российской Федерации принят ряд законодательных актов антикоррупционной направленности, создавших условия для реализации положений ратифицированных Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и позволивших существенно активизировать работу в области противодействия коррупции.

На основе указанных международных документов в 2008 г. принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон), одновременно внесены изменения в действующие законодательные акты, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена административная ответственность: за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ), за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (статья 19.29 КоАП РФ).

Все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушении несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Законодательством введены новые обязанность государственных и муниципальных служащих:

-  уведомлять руководство об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- уведомлять руководство о конфликте интересов, включая порядок его предотвращения и урегулирования,

- ограничения, возлагаемые на граждан, замещавших определенные должности, при заключении ими трудового (гражданско-правового) договора и иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения;

- увольнение (освобождение от должности) лиц в связи с утратой доверия, включая порядок ведения реестра таких лиц;

- обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Обращаю внимание, что государственные органы без взгляда на свою работу извне, действительно многое в этой области сделать не могут. Все понимают, что одних законодательных запретов на пути противодействия коррупции недостаточно. Важно менять отношение населения и самих государственных служащих к происходящим процессам. Данную проблему необходимо решать комплексно. В жизни нарушения могут совершаться, в том числе из-за нехватки знаний. Поэтому одним из эффективных способов борьбы с коррупцией может явиться ее профилактика, через системное обучение государственных гражданских служащих и правовое просвещение граждан.

Без сомнения, определенная работа в этом направлении проводилась и проводится. В связи с чем, одной из первых ролей в вопросах борьбы с коррупцией является взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и профильными общественными организациями, в частности.

 В каждом государственном и муниципальном органе и учреждении формируются общественные советы, включающие в себя представителей гражданского общества, их критическая оценка имеет большое значение для предупреждения возможных негативных проявлений в работе государственных служащих и работников государственных и муниципальных учреждений.

Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления. Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии. В качестве административных коррупционных правонарушений Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматриваются: такие деяния, как нарушение ограничений и запретов, предусмотренных собственно законодательством о противодействии коррупции (незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридических лиц, несоблюдение требований закона при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих); иные деяния, прямо нарушающие правовые нормы антикоррупционного законодательства, либо направленные на незаконное извлечение материальной или иной выгоды для себя или для третьих лиц с использованием должностного положения.

Коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а равно, совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений являются приоритетной задачей противодействия коррупции в рамках антикоррупционной деятельности государственных органов.

Субъектом коррупционных правонарушений являются должностные лица, это лица  постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Помимо представителей власти к должностным лицам относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в указанных государственных и муниципальных органах, учреждениях, корпорациях и т.д.

В завершении отметим, что приверженность антикоррупционным стандартам и неукоснительное следование закону - залог успешного функционирования правового государства, соответствующего ожиданиям гражданского общества. Что обусловливает полноценную работу всех государственных муниципальных органов и учреждений.